Аутстаффингом (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») называют процесс вывода сотрудника из компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика. Сотрудник продолжает работать на том же месте, но его работодателем становится компания-подрядчик.
Подобные услуги в России стали популярны после кризиса 1998 г., когда зарубежные компании вынуждены были сокращать своих сотрудников и выводить их за штат. В 2002 г. - 2003 г. спрос на эту услугу начал расти и у российских компаний, что повлияло на увеличение общего объема рынка кадровых услуг России (более 100 млн долл. США), и к концу 2004 г. российские клиенты составляли 40% от общего числа фирм, востребовавшим аутстафинг.
Спрос на квалифицированных специалистов со стороны крупных западных и российских компаний продолжает расти и сегодня. Скорее всего все более популярной будет практика аутстаффинга служащих высшего и среднего звена, в то время как несколько лет назад с помощью этой услуги подбирали в основном вспомогательный персонал.
Компании начинают использовать аутстаффинг в тех случаях, когда бизнес не очень предсказуем, когда потребность в рабочей силе постоянно меняется или нужен слишком большой штат сотрудников. Кроме того, большим плюсом для руководства становится тот факт, что нет нужды рассчитывать зарплату, ходить по судам, общаться с профсоюзами и трудовой инспекцией.
Если экономика России будет развиваться, на рынке труда все больше будут востребованы профессионалы в области научных разработок (ключевые направления - математика, физика) и бизнеса, решающие исследовательские задачи. Некоторые компании сегодня переводят на аутстаффинг всех сотрудников, кроме генерального директора и главного бухгалтера. При этом исчезает потребность в кадровой документации, заполнении табелей учета рабочего времени, книг учета трудовых книжек и многих документов и процедур, связанных с кадровым делопроизводством.
Основными клиентами аутстаффинга пока являются западные компании с представительствами в России, в т. ч. крупные производственные предприятия (Henkel, P&G, Xerox, Unilever и др.). Они используют аутстаффинг тогда, когда развитие бизнеса требует набора новых сотрудников при ограничениях штатного расписания.
Вот наиболее очевидные преимущества аутстаффинга: